На главную>>>

ГОРОДА

Неаполь

 

Новгород, по-гречески Неаполь.

 

«Поет в море Птица-Сирин, глас ее в ночи зело силен»…

Одну из сирен, пытавшихся некогда обольстить Одиссея, звали Парфенопа – Девственноликая. Отвергнутая мореплавателем, сирена бросилась, по преданию, в море и погибла. Именно здесь, в голубом заливе, который мы зовем теперь Неаполитанским.

Имя незадачливой певицы вспомнили в конце 18 века местные якобинцы, назвав свое краткое революционное правление в Неаполе по тогдашней античной моде «Парфенопейской республикой». А основан был город греческими переселенцами еще за шесть веков до Рождества Христова. Точнее, первоначальное поселение принято обозначать Палеаполь – Старгород. Следующая волна колонистов построила рядом новое и уже с полным основанием назвала его Новгород – по-гречески Неаполь.

В эпоху цезарей – это город-курорт, излюбленный берег летнего отдыха императоров и аристократов. Где-то неподалеку была родина Понтия Пилата – он родом был из окрестностей Неаполя, из местного племени самнитов. А в голубом Неаполитанском заливе лежит остров Капри – последняя резиденция императора Тиберия. Светоний в книге «Жизнь двенадцати цезарей» пишет: «Уединившись на острове, он окончательно оставил государственные дела. Более он не пополнял декурии всадниками, не назначал ни префектов, ни войсковых трибунов, не сменял наместников в провинциях; Испания и Сирия несколько лет оставались без консульских легатов, Армению захватили парфяне, Мезию – дакийцы и сарматы, Галлию опустошали германцы – он не обращал на это внимание, к великому позору и не меньшему урону для государства».

...Может быть, до него даже не дошло бы сообщение префекта Иудеи о распятии Иисуса Христа (если Пилат вообще отправлял  такое сообщение). Но Мария  Магдалина сумела проникнуть к тирану с красным пасхальным яйцом и приветствием: «Христос Воскресе!» Странно, должно быть, прозвучало это приветствие на вилле Тиберия, превращенном им в прибежище порока и разврата. «Пользуясь свободой уединения, недосягаемой для взоров общества, он разом дал полную волю своим кое-как скрываемым порокам. Спальни, расположенные тут и там, украсил картинами и статуями самого непристойного свойства, даже в лесах и рощах повсюду устроил «Венерины местечки», где в гротах и между скал молодые люди обоего пола пред всеми изображали фавнов и нимф. За это его уже везде и открыто стали называть «козлищем», переиначивая название острова».

Умер Тиберий, сменялись, почти не меняясь, его преемники: Калигула, Нерон... Это время создания Евангелий – и «гибели богов», прощание с древними религиозно-культурными традициями Запада и Востока. Тревожным и жестоким символом «времятрясения» стала гибель трех античных городов – Помпей, Геркуланума и Стабий, погребенных под лавой и пеплом Везувия, и, почти одновременно, взятие и разрушение римлянами Иерусалима. Вели вспомнить еще и Рим, уничтоженный в результате пожара 64-го года – гигантской провокации Нерона против христиан, – невольно покажется, будто сама планета, на кровавом разломе тысячелетий, «стряхивает» с себя, как сказочная «Рыба-Кит», города и веси прежней, «не нашей» эры, храмы и сакральные центры «не нашей» веры.

Извержение Везувия в 79 г. описано очевидцем, Плинием Младшим, в письме историку Тациту. «В черной грозовой туче вспыхивали и перебегали огненные зигзаги и она раскалывалась длинными полосами пламени. Немного спустя эта туча стала опускаться на землю, покрыла море... Слышны были женские вопли, детский визг и крики мужчин. Одни оплакивали свою гибель, другие молились о смерти; многие воздевали руки к богам, но большинство утверждало, что богов нигде больше нет и что для мира настала последняя вечная ночь».

Четыреста лет спустя «вечная ночь» покрыла Империю... Римское владычество сменялось последовательно готским, византийским, лангобардским... Немецким, скандинавским, испанским...

По фасаду Палаццо Реале – Королевского Дворца, точнее, по августейшим статуям в нишах, можно прочесть историю всех восьми правивших в Неаполе династий. Тут стоят, мирно поделив меж собой века и пьедесталы (в реальной истории все было куда сложнее), Роджер Викинг, родоначальник Сицилийской норманнской династии (с. 1140 г.), и Карл Анжуйский – основатель дома, правившего здесь с 1266 г....Карл Пятый, сделавший Неаполь на два века провинцией Испании – и наполеоновский маршал Джоакино Мюрат, расстрелянный у кромки неаполитанского прибоя в июле 1815 г. Не всех запомнишь... Там стоят, наверно, и Фридрих 11 Гогенштауфен, и Карл, зачинатель ветви неаполитанских Бурбонов (1754)...

Дворец построил, читаем - на мемориальной доске, «архитектор Доменико Фонтано, доблестный рыцарь, граф и патриций римский» (тот самый, что сумел в свое время передвинуть в центр площади египетский обелиск перед собором святого Петра в Риме). Строил он его, читаем на другой доске, «по велению короля Испанского Филиппа 111 для вице-короля Ф. ди Кастро» в 1602 г. Несколько десятилетий ушло на доделки и дополнения – последним штрихом стало оформление парадной лестницы, с которой посетители начинают теперь осмотр. Трехвековая резиденция королей и вице-королей открыта для посещения. В ней расположена Национальная библиотека. Традиционная анфилада на первом этаже, включая Тронную залу, использовавшаяся при монархах, как водится, для официальных приемов, теперь обращена в музей.

Через площадь от Палаццо Реале – собор Сан Франческо ди Паула, построенный по образцу римского Пантеона. Стендаль, встречавшийся в 1817 г. в Неаполе (проект еще только обсуждался) с его автором, архитектором П. Бьянки, пишет в книге «Рим, Неаполь, Флоренция», что строительство планировалось лет на десять. Оно заняло тридцать. Крылья колоннады, схожей с подковой нашего Казанского собора в Петербурге, обнимают огромную площадь Плебисцита. По бокам восьмиколонного портика две конные королевские статуи – еще одна аналогия с конными полководцами у Боронихинского храма.

Середина 13 века – время Высокого Авантюризма в политике, Высокой Готики в архитектуре, Высокой Схоластики в науке. Есть в Неаполе памятник, как бы узелком завязывающий все эти три «высокости» вокруг имени великого философа и богослова Фомы Аквинского – храм Сан Доменико Маджоре.

Первоначально ученики Доминика поселились (в нач. "111 в.) в находившейся на этом месте обители бенедиктинцев. Собственно там, в старых романских стенах, жил и работал Аквинат (от названия родового замка Аквино в окрестностях Неаполя). Готика пришла сюда позже, хотя, может быть, именно Фома более других способствовал повсеместному торжеству этой французской по происхождению «схоластики в архитектуре». Входя сегодня в Сан Доменико, вы и следа не найдете от первоначального аскетизма. Покровительство Анжуйской династии, как, впрочем, и последующих, позволило доминиканцам сделать монастырь самым большим и богатым в городе.

...Сияющий завысокий неф с двумя узкими боковыми, много- угольный центральный алтарь – все как будто типично для готических зданий и все неузнаваемо. Архитектор Ф.Травельини, работавший в 1850 г., полностью преобразил пространство и интерьер церкви. Испещренные живописью и узорочьем потолки и плафоны, стены, тонированные серой и розовой штукатуркой, а главное, золоченые стрельчатые арки и капители колонн – все это создает небывалый колорит в соборе, который часто так и называют – па- мятником «золотой готики».

При этом доминиканские зодчие сумели при всех перестройках сохранить главные святыни обители – фрески Пьетро Каваллини (1509 г.) в капелле Бранкаччио и древнюю икону Спасителя на Кресте в капелле Распятия.

С этой иконы Христос говорил с Фомой Аквинским.

– Ты хорошо написал, Фома, – сказал ему Господь о за- конченной «Сумме теологии». – Проси в награду чего хочешь.

Святой богослов поднял голову и сказал, «с той почти кошунственной смелостью которая неотделима от христианского смирения»:

       Только Тебя!

...Мощи его лежат в Тулузе, славой философских диспутов гремит Сорбонна, но Христос говорил с ним с Креста здесь, в Неаполе, в церкви Святого Доминика.

Ярким примером смены и связи эпох является Кастельнуово (Новая Крепость) – у самой пристани. Сперва это был францисканский монастырь. Карл Анжуйский, выселив монахов, устроил в нем в 1280 г. крепость – с помощью французского зодчего Пьера д'Анжинкура. Когда в Неаполь явился в 1442 г. Альфонс 1 из Арагона, он решил превратить ее в замок-дворец. Приглашенный из Испании архитектор Г. Сагрера спроектировал пять башен, доныне составляющих каркас замка: четыре – из серого камня, специально привезенного с Майорки, пятая, Золотая башня – из желтого неаполитанского туфа. Она, и вправду, была некогда «золотая» – в ней хранилась королевская казна.

В часовне замка работал Джотто – к сожалению, фрески не со- хранились. Зато сохранилась декорированная тем же Сагрерой «Зала баронов» – в ней были в один прекрасный день, в 1485 г., арестованы и перебиты бароны, участники заговора против короля.

Но главное – Триумфальная арка. Точный символ: мы входим в другую эпоху. Готика сменяется в Неаполе ренессансом, в арагонском его изводе. Белокаменная арка возносит между серыми башнями свои четыре нарядных яруса, ни один из которых не похож на другой. Б нижнем – проезд сквозь стрельчатые ворота с двумя парами коринфских колонн по сторонам. Во втором ярусе – барельеф, обессмертивший триумфальный въезд Альфонса в Неаполь. Третий отмечен новым арочным проемом, над которым – в нишах – размещены аллегорические фигуры царственных добродетелей: Справедливость, Умеренность, Сила и Мудрость. Наконец, еще выше, над изогнутым фронтоном, благословляет город и гостей святой Михаил Архангел.

Посетили мы и памятник, связанный с Орденом иезуитов – церковь Джезу Нуово на площади того же имени. Строительная история здания достаточно сложна. Первоначально это вообще не церковь, а дворец, который в 1592 г. одна из благочестивых матрон приобрела в подарок для отца Альфонса Сальмерона – ученика Игнатия Лойолы, основавшего отделение «Общества Иисуса» в Неаполе.

Превращение блистательной княжеской резиденции – «грановитой палаты», сохранившей над изящным портиком герб своих прежних владельцев, – в католический собор – дело искусных рук архитектора-иезуита Дж. Валериани. Специалисты называют Джезу Нуово высшим достижением архитектуры Возрождения в Неаполе. Правда, пожар 1659 г. и землетрясение 1688 г. привели к тому, что мы видим сейчас внутри лишь барочный декор 17-18 столетия. Но и в этом варианте впечатляет: золото, драгоценные камни, щедрые орнаменты – при том, что все это странным образом не разрушает атмосферы духовного сосредоточения, свойственного церковному зодчеству иезуитов.

 

Чудо Святого Януария

 В ряду главных паломнических достопримечательностей Неаполя всемирной известностью пользуется кафедральный собор, в котором трижды в году совершается чудо «Святого Януария». Святой Януарий родился в Неаполе в 3 в. и происходил из древнего патрицианского рода. Януарии – их родовое имя, в крещении святого звали, по преданию, Проклом. В период Диоклетиановых гонений он был епископом Беневентским. Вызванный в суд языческим правителем, он мужественно исповедал верность Христу и был осужден на предание диким зверям на арене в Путеолах – древняя гавань неподалеку от Неаполя (нынешние Поццуоли), где, согласно книге Деяний, высадился со своими спутниками апостол Павел. Но голодные львы покорно легли к ногам мученика, не тронув его. Тогда по приказанию правителя он был обезглавлен.

Это случилось 19 сентября 505 г. Благочестивая Евсевия, кормилица Януария, похоронила его честные останки на Марцианских полях в окрестностях Неаполя. После торжества христианства мощи были перенесены в Неаполь, в древнехристианские катакомбы, которые носят теперь имя святого Януария. При обретении мощей христиане были удивлены тем, что не только тело оказалось нетленным, но и свернувшаяся кровь начала сочиться как у живого. Ее бережно со- брали в стеклянные ампулы и хранили вместе со святыми мощами.

Кафедральный собор Неаполя начали строить в 1294 г, и строи- ли, как нередко бывало со средневековыми храмами, почти двести лет. Современный фасад – образец итальянской неоготики конца 19 в. Мощи святого Януария, унесенные когда-то из города лангобардами, хранились некоторое время в городе Ноле, затем были перенесены в Монтевирджине. Лишь в 1497 г. они были возвращены в Неаполь и почиют ныне в ковчеге под главным престолом храма, а его кровь хранится в специальной дарохранительнице в алтаре Капеллы сокровища. Богато украшенный интерьер храма свидетельствует об огромном благоговении, на протяжении веков проявляемом народом Неаполя к своей святыне.

Капелла (полное ее название «Королевская капелла сокровища святого Януария») была построена в 1608-1657 гг. по проекту архитектора Гримальди и представляет собой выдающееся произведение неаполитанского барокко, расцвет которого совпадает с периодом испанского владычества. Она имеет в плане форму греческого креста, главный алтарь украшен порфировыми колоннами и массивным позолоченным карнизом.

Кровь святого Януария в двух маленьких флаконах хранится в круглом хрустальном ковчежце, оправлен- ном в серебряное кольцо с короной и крестом сверху и ручкой внизу. Б обычное время ковчежец бывает вставлен в вертикальном положении в верхнюю часть серебряного реликвария с изображением святого мученика внизу, причем верхняя часть реликвария вы- полнена в форме лучистого «сияния», образующего нимб над святой реликвией.

Три раза в год совершается «чудо святого Януария»: в субботу перед первым майским воскресеньем (память перенесения мощей святого), 19 сентября (день его мученической кончины) и 16 декабря (в память избавления Неаполя от извержения Везувия в 1651 г.). ...Сначала рядом с главным алтарем выставляется бюст святого Януария, выполненный в 1505 г., который облачается в архиепископскую митру и праздничные ризы. Затем архиепископ выносит и встряхивает несколько раз ковчежец с ампулами. Напряженность молитвенного ожидания верующих нарастает, пока, наконец, по соборному молению темная, свернувшаяся кровь в ампуле становится жидкой и красной. Так повторяется трижды в год в течение шести столетий – первое письменное свидетельство о чуде датируется 19 сентября 1589 г. Как сказано в «Католической энциклопедии», «ни один из экспертов, каким бы рационалистом он ни был, теперь не отрицает, что на самом деле происходит именно то, о чем говорят».

Едва ли какое-нибудь еще из известных христианских чудес подвергалось столь частому и пристальному анализу. В частности, в сентябре 1989 г. в Капелле сокровища было осуществлено всестороннее спектроскопическое исследование крови. В заключении ученых говорилось: «То, что происходит в ампуле с кровью святого Януария, не может происходить по законам биохимии и биофизики. Единственное, что может сказать честныЙ исследователь, это констатировать, что явление, зафиксированное и описанное на протяжении шести столетий, и сегодня остается тай- ной. Научный прогресс не может его объяснить».

...И последнее, сильнейшее впечатление в Неаполе – капелла Сансеверо. 5 1590 г. герцог Джаи-Франческо ди Сангро, князь Сансеверо, в благодарность за исцеление от тяжкой болезни строит в своем саду небольшую часовню Богородице Милостивой. Двадцать лет спустя его сын расширил капеллу, «поелику она не вмещала всех верующих, приходивших увидеть бесчисленные совершавшиеся здесь чудеса». Тот облик, в каком мы знаем ее сейчас, капелла приобрела в 18 веке. Имя зодчего неизвестно, но простая прямоугольная планировка густо уставленного скульптурой пространства наводит на мысль, что архитектурного проекта как такового могло и не быть, строитель послушно следовал воле заказчика. Еще при жизни ставший легендой – полководец, писатель, ученый, алхимик и меценат – молодой князь Раймондо ди Сангро сам следил за перестройкой фамильной капеллы в 1742 г.

Основным ее украшением при всем обилии декора безусловно являются статуи. Изваянные лучшими мастерами Неаполя и всей Италии, они сделали часовню уникальным музеем «живописи в мраморе» – удивительной разновидности итальянского искусства "Ч» века. Главное «чудо Сансеверо» – «Лежащий Христос в плащанице», в центре капеллы.

...Б каждом православном храме есть Плащаница – с изображением Положения во гроб пречистого тела Господня и тропарем «Благообразный Иосиф», вышитым по краю. Есть в мировом искусстве множество изображений «Снятия с Креста». Но такого, как здесь, вы не увидите нигде. Христос лежит на подушках, накрытый с лицом плащаницей. Это работа скульптора Джузеппе Санмартино, выполненная в 1755 г. Можно ли представить себе прозрачный мрамор? Искусство мастера (а неаполитанская «Плащаница» – одно из ранних его произведений) делает невозможное возможным. Жизнь, смерть, и снова жизнь в предвкушаемом Воскресении слиты до неразличимости в этом скорбном и светлом ниспадании мраморных складок тончайшего полотна и безмолвном страдальческом зове просвечивающего сквозь полотно Божественного Лика.

Неаполитанская Плащаница по силе религиозного воздействия уступает в мире только одной – Туринской.

Бари

Лорето

Неаполь

Рим

Турин

...

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОСТОПРИМЕЧ.
1...

2...

ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ
1...

2...

ОТЕЛИ/КУРОРТЫ РЕСТОРАНЫ
1...

2...

ДЕЛОВАЯ ЖИЗНЬ
1...

2...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕКЛАМА-БАННЕР

 
(с) 2001   Информационный спонсор -
 
Хостинг от uCoz