ГОРОДА |
Неаполь Новгород,
по-гречески Неаполь. «Поет в
море Птица-Сирин, глас ее в ночи зело
силен»… Одну из
сирен, пытавшихся некогда обольстить
Одиссея, звали Парфенопа –
Девственноликая. Отвергнутая
мореплавателем, сирена бросилась, по
преданию, в море и погибла. Именно здесь,
в голубом заливе, который мы зовем
теперь Неаполитанским. Имя
незадачливой певицы вспомнили в конце 18
века местные якобинцы, назвав свое
краткое революционное правление в
Неаполе по тогдашней античной моде «Парфенопейской
республикой». А основан был город
греческими переселенцами еще за шесть
веков до Рождества Христова. Точнее,
первоначальное поселение принято
обозначать Палеаполь – Старгород.
Следующая волна колонистов построила
рядом новое и уже с полным основанием
назвала его Новгород – по-гречески
Неаполь. В эпоху
цезарей – это город-курорт, излюбленный
берег летнего отдыха императоров и
аристократов. Где-то неподалеку была
родина Понтия Пилата – он родом был из
окрестностей Неаполя, из местного
племени самнитов. А в голубом
Неаполитанском заливе лежит остров
Капри – последняя резиденция
императора Тиберия. Светоний в книге «Жизнь
двенадцати цезарей» пишет: «Уединившись
на острове, он окончательно оставил
государственные дела. Более он не
пополнял декурии всадниками, не
назначал ни префектов, ни войсковых
трибунов, не сменял наместников в
провинциях; Испания и Сирия несколько
лет оставались без консульских легатов,
Армению захватили парфяне, Мезию –
дакийцы и сарматы, Галлию опустошали
германцы – он не обращал на это внимание,
к великому позору и не меньшему урону
для государства». ...Может
быть, до него даже не дошло бы сообщение
префекта Иудеи о распятии Иисуса Христа
(если Пилат вообще отправлял
такое сообщение). Но Мария
Магдалина сумела проникнуть к
тирану с красным пасхальным яйцом и
приветствием: «Христос Воскресе!»
Странно, должно быть, прозвучало это
приветствие на вилле Тиберия,
превращенном им в прибежище порока и
разврата. «Пользуясь свободой уединения,
недосягаемой для взоров общества, он
разом дал полную волю своим кое-как
скрываемым порокам. Спальни,
расположенные тут и там, украсил
картинами и статуями самого
непристойного свойства, даже в лесах и
рощах повсюду устроил «Венерины
местечки», где в гротах и между скал
молодые люди обоего пола пред всеми
изображали фавнов и нимф. За это его уже
везде и открыто стали называть «козлищем»,
переиначивая название острова». Умер
Тиберий, сменялись, почти не меняясь, его
преемники: Калигула, Нерон... Это время
создания Евангелий – и «гибели богов»,
прощание с древними религиозно-культурными
традициями Запада и Востока. Тревожным и
жестоким символом «времятрясения»
стала гибель трех античных городов –
Помпей, Геркуланума и Стабий,
погребенных под лавой и пеплом Везувия,
и, почти одновременно, взятие и
разрушение римлянами Иерусалима. Вели
вспомнить еще и Рим, уничтоженный в
результате пожара 64-го года –
гигантской провокации Нерона против
христиан, – невольно покажется, будто
сама планета, на кровавом разломе
тысячелетий, «стряхивает» с себя, как
сказочная «Рыба-Кит», города и веси
прежней, «не нашей» эры, храмы и
сакральные центры «не нашей» веры. Извержение
Везувия в 79 г. описано очевидцем, Плинием
Младшим, в письме историку Тациту. «В
черной грозовой туче вспыхивали и
перебегали огненные зигзаги и она
раскалывалась длинными полосами
пламени. Немного спустя эта туча стала
опускаться на землю, покрыла море...
Слышны были женские вопли, детский визг
и крики мужчин. Одни оплакивали свою
гибель, другие молились о смерти; многие
воздевали руки к богам, но большинство
утверждало, что богов нигде больше нет и
что для мира настала последняя вечная
ночь». Четыреста
лет спустя «вечная ночь» покрыла
Империю... Римское владычество сменялось
последовательно готским, византийским,
лангобардским... Немецким, скандинавским,
испанским... По фасаду
Палаццо Реале – Королевского Дворца,
точнее, по августейшим статуям в нишах,
можно прочесть историю всех восьми
правивших в Неаполе династий. Тут стоят,
мирно поделив меж собой века и
пьедесталы (в реальной истории все было
куда сложнее), Роджер Викинг,
родоначальник Сицилийской норманнской
династии (с. 1140 г.), и Карл Анжуйский –
основатель дома, правившего здесь с 1266 г....Карл
Пятый, сделавший Неаполь на два века
провинцией Испании – и наполеоновский
маршал Джоакино Мюрат, расстрелянный у
кромки неаполитанского прибоя в июле 1815
г. Не всех запомнишь... Там стоят, наверно,
и Фридрих 11 Гогенштауфен, и Карл,
зачинатель ветви неаполитанских
Бурбонов (1754)... Дворец
построил, читаем - на мемориальной доске,
«архитектор Доменико Фонтано,
доблестный рыцарь, граф и патриций
римский» (тот самый, что сумел в свое
время передвинуть в центр площади
египетский обелиск перед собором
святого Петра в Риме). Строил он его,
читаем на другой доске, «по велению
короля Испанского Филиппа 111 для вице-короля
Ф. ди Кастро» в 1602 г. Несколько
десятилетий ушло на доделки и
дополнения – последним штрихом стало
оформление парадной лестницы, с которой
посетители начинают теперь осмотр.
Трехвековая резиденция королей и вице-королей
открыта для посещения. В ней расположена
Национальная библиотека. Традиционная
анфилада на первом этаже, включая
Тронную залу, использовавшаяся при
монархах, как водится, для официальных
приемов, теперь обращена в музей. Через
площадь от Палаццо Реале – собор Сан
Франческо ди Паула, построенный по
образцу римского Пантеона. Стендаль,
встречавшийся в 1817 г. в Неаполе (проект
еще только обсуждался) с его автором,
архитектором П. Бьянки, пишет в книге «Рим,
Неаполь, Флоренция», что строительство
планировалось лет на десять. Оно заняло
тридцать. Крылья колоннады, схожей с
подковой нашего Казанского собора в
Петербурге, обнимают огромную площадь
Плебисцита. По бокам восьмиколонного
портика две конные королевские статуи –
еще одна аналогия с конными
полководцами у Боронихинского храма. Середина
13 века – время Высокого Авантюризма в
политике, Высокой Готики в архитектуре,
Высокой Схоластики в науке. Есть в
Неаполе памятник, как бы узелком
завязывающий все эти три «высокости»
вокруг имени великого философа и
богослова Фомы Аквинского – храм Сан
Доменико Маджоре. Первоначально
ученики Доминика поселились (в нач. "111
в.) в находившейся на этом месте обители
бенедиктинцев. Собственно там, в старых
романских стенах, жил и работал Аквинат (от
названия родового замка Аквино в
окрестностях Неаполя). Готика пришла
сюда позже, хотя, может быть, именно Фома
более других способствовал
повсеместному торжеству этой
французской по происхождению «схоластики
в архитектуре». Входя сегодня в Сан
Доменико, вы и следа не найдете от
первоначального аскетизма.
Покровительство Анжуйской династии, как,
впрочем, и последующих, позволило
доминиканцам сделать монастырь самым
большим и богатым в городе. ...Сияющий
завысокий неф с двумя узкими боковыми,
много- угольный центральный алтарь –
все как будто типично для готических
зданий и все неузнаваемо. Архитектор Ф.Травельини,
работавший в 1850 г., полностью преобразил
пространство и интерьер церкви.
Испещренные живописью и узорочьем
потолки и плафоны, стены, тонированные
серой и розовой штукатуркой, а главное,
золоченые стрельчатые арки и капители
колонн – все это создает небывалый
колорит в соборе, который часто так и
называют – па- мятником «золотой готики».
При этом
доминиканские зодчие сумели при всех
перестройках сохранить главные святыни
обители – фрески Пьетро Каваллини (1509 г.)
в капелле Бранкаччио и древнюю икону
Спасителя на Кресте в капелле Распятия. С этой
иконы Христос говорил
с Фомой Аквинским. –
Ты хорошо написал, Фома, – сказал ему
Господь о за- конченной «Сумме теологии».
– Проси в награду чего хочешь. Святой
богослов поднял голову и сказал, «с той
почти кошунственной смелостью которая
неотделима от христианского смирения»: –
Только Тебя! ...Мощи его лежат в Тулузе, славой философских диспутов гремит Сорбонна, но Христос говорил с ним с Креста здесь, в Неаполе, в церкви Святого Доминика. Ярким
примером смены и связи эпох является
Кастельнуово (Новая Крепость) – у самой
пристани. Сперва это был францисканский
монастырь. Карл Анжуйский, выселив
монахов, устроил в нем в 1280 г. крепость –
с помощью французского зодчего Пьера д'Анжинкура.
Когда в Неаполь явился в 1442 г. Альфонс 1
из Арагона, он решил превратить ее в
замок-дворец. Приглашенный из Испании
архитектор Г. Сагрера спроектировал
пять башен, доныне составляющих каркас
замка: четыре – из серого камня,
специально привезенного с Майорки,
пятая, Золотая башня – из желтого
неаполитанского туфа. Она, и вправду,
была некогда «золотая» – в ней
хранилась королевская казна. В часовне
замка работал Джотто – к сожалению,
фрески не со- хранились. Зато
сохранилась декорированная тем же
Сагрерой «Зала баронов» – в ней были в
один прекрасный день, в 1485 г., арестованы
и перебиты бароны, участники заговора
против короля. Но
главное – Триумфальная арка. Точный
символ: мы входим в другую эпоху. Готика
сменяется в Неаполе ренессансом, в
арагонском его изводе. Белокаменная
арка возносит между серыми башнями свои
четыре нарядных яруса, ни один из
которых не похож на другой. Б нижнем –
проезд сквозь стрельчатые ворота с
двумя парами коринфских колонн по
сторонам. Во втором ярусе – барельеф,
обессмертивший триумфальный въезд
Альфонса в Неаполь. Третий отмечен новым
арочным проемом, над которым – в нишах –
размещены аллегорические фигуры
царственных добродетелей:
Справедливость, Умеренность, Сила и
Мудрость. Наконец, еще выше, над
изогнутым фронтоном, благословляет
город и гостей святой Михаил Архангел. Посетили
мы и памятник, связанный с Орденом
иезуитов – церковь Джезу Нуово на
площади того же имени. Строительная
история здания достаточно сложна.
Первоначально это вообще не церковь, а
дворец, который в 1592 г. одна из
благочестивых матрон приобрела в
подарок для отца Альфонса Сальмерона –
ученика Игнатия Лойолы, основавшего
отделение «Общества Иисуса» в Неаполе. Превращение
блистательной княжеской резиденции – «грановитой
палаты», сохранившей над изящным
портиком герб своих прежних владельцев,
– в католический собор – дело искусных
рук архитектора-иезуита Дж. Валериани.
Специалисты называют Джезу Нуово высшим
достижением архитектуры Возрождения в
Неаполе. Правда, пожар 1659 г. и
землетрясение 1688 г. привели к тому, что
мы видим сейчас внутри лишь барочный
декор 17-18 столетия. Но и в этом варианте
впечатляет: золото, драгоценные камни,
щедрые орнаменты – при том, что все это
странным образом не разрушает атмосферы
духовного сосредоточения,
свойственного церковному зодчеству
иезуитов. Чудо
Святого Януария
В ряду главных паломнических
достопримечательностей Неаполя
всемирной известностью пользуется
кафедральный собор, в котором трижды в
году совершается чудо «Святого Януария».
Святой Януарий родился в Неаполе в 3 в. и
происходил из древнего патрицианского
рода. Януарии – их родовое имя, в
крещении святого звали, по преданию,
Проклом. В период Диоклетиановых
гонений он был епископом Беневентским.
Вызванный в суд языческим правителем, он
мужественно исповедал верность Христу и
был осужден на предание диким зверям на
арене в Путеолах – древняя гавань
неподалеку от Неаполя (нынешние
Поццуоли), где, согласно книге Деяний,
высадился со своими спутниками апостол
Павел. Но голодные львы покорно легли к
ногам мученика, не тронув его. Тогда по
приказанию правителя он был обезглавлен.
Это
случилось 19 сентября 505 г. Благочестивая
Евсевия, кормилица Януария, похоронила
его честные останки на Марцианских
полях в окрестностях Неаполя. После
торжества христианства мощи были
перенесены в Неаполь, в
древнехристианские катакомбы, которые
носят теперь имя святого Януария. При
обретении мощей христиане были удивлены
тем, что не только тело оказалось
нетленным, но и свернувшаяся кровь
начала сочиться как у живого. Ее бережно
со- брали в стеклянные ампулы и хранили
вместе со святыми мощами. Кафедральный собор Неаполя начали строить в 1294 г, и строи- ли, как нередко бывало со средневековыми храмами, почти двести лет. Современный фасад – образец итальянской неоготики конца 19 в. Мощи святого Януария, унесенные когда-то из города лангобардами, хранились некоторое время в городе Ноле, затем были перенесены в Монтевирджине. Лишь в 1497 г. они были возвращены в Неаполь и почиют ныне в ковчеге под главным престолом храма, а его кровь хранится в специальной дарохранительнице в алтаре Капеллы сокровища. Богато украшенный интерьер храма свидетельствует об огромном благоговении, на протяжении веков проявляемом народом Неаполя к своей святыне. Капелла (полное
ее название «Королевская капелла
сокровища святого Януария») была
построена в 1608-1657 гг. по проекту
архитектора Гримальди и представляет
собой выдающееся произведение
неаполитанского барокко, расцвет
которого совпадает с периодом
испанского владычества. Она имеет в
плане форму греческого креста, главный
алтарь украшен порфировыми колоннами и
массивным позолоченным карнизом. Кровь
святого Януария в двух маленьких
флаконах хранится в круглом хрустальном
ковчежце, оправлен- ном в серебряное
кольцо с короной и крестом сверху и
ручкой внизу. Б обычное время ковчежец
бывает вставлен в вертикальном
положении в верхнюю часть серебряного
реликвария с изображением святого
мученика внизу, причем верхняя часть
реликвария вы- полнена в форме лучистого
«сияния», образующего нимб над святой
реликвией. Три раза
в год совершается «чудо святого Януария»:
в субботу перед первым майским
воскресеньем (память перенесения мощей
святого), 19 сентября (день его
мученической кончины) и 16 декабря (в
память избавления Неаполя от извержения
Везувия в 1651 г.). ...Сначала рядом с
главным алтарем выставляется бюст
святого Януария, выполненный в 1505 г.,
который облачается в архиепископскую
митру и праздничные ризы. Затем
архиепископ выносит и встряхивает
несколько раз ковчежец с ампулами.
Напряженность молитвенного ожидания
верующих нарастает, пока, наконец, по
соборному молению темная, свернувшаяся
кровь в ампуле становится жидкой и
красной. Так повторяется трижды в год в
течение шести столетий – первое
письменное свидетельство о чуде
датируется 19 сентября 1589 г. Как сказано в
«Католической энциклопедии», «ни один из экспертов,
каким бы рационалистом он ни был, теперь
не отрицает, что на самом деле
происходит именно то, о чем говорят». Едва ли
какое-нибудь еще из известных
христианских чудес подвергалось столь
частому и пристальному анализу. В
частности, в сентябре 1989 г. в Капелле
сокровища было осуществлено
всестороннее спектроскопическое
исследование крови. В заключении ученых
говорилось: «То, что происходит в ампуле
с кровью святого Януария, не может
происходить по законам биохимии и
биофизики. Единственное, что может
сказать честныЙ исследователь, это
констатировать, что явление,
зафиксированное и описанное на
протяжении шести столетий, и сегодня
остается тай- ной. Научный прогресс не
может его объяснить». ...И
последнее, сильнейшее впечатление в
Неаполе – капелла Сансеверо. 5 1590 г.
герцог Джаи-Франческо ди Сангро, князь
Сансеверо, в благодарность за исцеление
от тяжкой болезни строит в своем саду
небольшую часовню Богородице
Милостивой. Двадцать лет спустя его сын
расширил капеллу, «поелику она не
вмещала всех верующих, приходивших
увидеть бесчисленные совершавшиеся
здесь чудеса». Тот облик, в каком мы
знаем ее сейчас, капелла приобрела в 18
веке. Имя зодчего неизвестно, но простая
прямоугольная планировка густо
уставленного скульптурой пространства
наводит на мысль, что архитектурного
проекта как такового могло и не быть,
строитель послушно следовал воле
заказчика. Еще при жизни ставший
легендой – полководец, писатель, ученый,
алхимик и меценат – молодой князь
Раймондо ди Сангро сам следил за
перестройкой фамильной капеллы в 1742 г. Основным
ее украшением при всем обилии декора
безусловно являются статуи. Изваянные
лучшими мастерами Неаполя и всей Италии,
они сделали часовню уникальным музеем «живописи
в мраморе» – удивительной
разновидности итальянского искусства
"Ч» века. Главное «чудо Сансеверо» – «Лежащий
Христос в плащанице», в центре капеллы. ...Б
каждом православном храме есть
Плащаница – с изображением Положения во
гроб пречистого тела Господня и
тропарем «Благообразный Иосиф», вышитым
по краю. Есть в мировом искусстве
множество изображений «Снятия с Креста».
Но такого, как здесь, вы не увидите нигде.
Христос лежит на подушках, накрытый с
лицом плащаницей. Это работа скульптора
Джузеппе Санмартино, выполненная в 1755 г.
Можно ли представить себе прозрачный
мрамор? Искусство мастера (а
неаполитанская «Плащаница» – одно из
ранних его произведений) делает
невозможное возможным. Жизнь, смерть, и
снова жизнь в предвкушаемом Воскресении
слиты до неразличимости в этом скорбном
и светлом ниспадании мраморных складок
тончайшего полотна и безмолвном
страдальческом зове просвечивающего
сквозь полотно Божественного Лика. Неаполитанская Плащаница по силе религиозного воздействия уступает в мире только одной – Туринской. |
... |
|
ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОСТОПРИМЕЧ. | |
1...
2... |
|
ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ | |
1...
2... |
|
ОТЕЛИ/КУРОРТЫ РЕСТОРАНЫ | |
1...
2... |
|
ДЕЛОВАЯ ЖИЗНЬ | |
1...
2... |
|
|
РЕКЛАМА-БАННЕР |
(с) 2001 Информационный спонсор - |