На главную>>>

ГОРОДА

Лорето

 

Одной из наиболее чтимых святынь Италии является дом Пресвятой Богородицы в Лорето. Предание сообщает, что  в 1291 г., когда крестоносцы вынуждены были окончательно оставить Святую Землю, с помощью Ангелов был перенесен из Назарета в Далмацию дом Божьей Матери. Отсюда в ночь на 10 декабря 1294 г. он был перенес на Лавровый холм (отсюда Лорето), в провинции Реканати. При этом их Назарета была перенесена лишь внешняя «рукотворная» часть Назаретского дома, пристроенная к естественной, оборудованной для жизни пещере, и ныне пребывающей в Назарете, в крипте базилики Благовещения.

Самые ранние документы, сообщающие о перенесении святыни, датируются 15 в. Несмотря на наличие определенных археологических и иконографических аргументов, подтверждающих легенду, отсутствие современных свидетельств о столь экстраординарном событии всегда было поводом для исторического скепсиса. Уже в 1485 г. францисканец Фр. Суриано, тогдашний Кустод Святой Земли, ставил под вопрос подлинность чуда. Он утверждал, что дом Богородицы был целиком вырублен в скале и не мог быть перенесен. Еще более критично относились к этому сюжету во времена Реформации и Просвещения.

И сегодня проблема Лорето остается открытой. Она включает три нерешенных вопроса. Во-первых, существовал ли сам «Дом Марии» в Назарете к 1291 г. По мнению скептиков, трудно поверить (даже если он когда-либо существовал в таком виде), что он мог сохраниться после всех разорений и катаклизмов до конца 13 в. Во-вторых, церковь Санта Мария нель фондо дель Лаурето (т.е. у подножья Лаврского холма) существовала, согласно документам, уже с 1194 г. – на сто лет раньше чудесного перенесения. Третий аргумент – поздний характер источников. Дату «перенесения»(1291 г.) и первого упоминания в источниках (1465 г.) разделяют почти два века молчания.

Впрочем, молчание источников не всегда означает отрицание самого факта. Ни та, ни другая стороны не могут привести критериально значимого аргумента в пользу подлинности или неподлинности дома в Лорето. В последние годы появилась новая теория, связанная с результатами археологических раскопок как в Назарете, так и в Лорето. Раскопки в Назарете, проведенные в 1954-1960 гг., доказали, что место Благовещения (включая пещеру, существующую ныне, и, возможно, дом, к ней пристроенный), бережно хранилось и почиталось с ранних времен христианства. Раскопки в Лорето (1962-1965) также подтвердили во многом данные местной традиции: отсутствие фундаментов под домом, его местоположение на прежней общественной дороге, стена, которой обнесли его местные жители в 14 в. Филологический анализ источников выявил, что в документах речь идет не о перенесении дома по воздуху, но о перемещении его по морю.

Как известно, крестоносцы унесли с собой на Запад из Святой Земли множество самых разных реликвий. Например, «Святое поле» в Пизе было полностью покрыто землей, привезенной пизанцами с Елеона и Фавора. Жители Кобленца (Германия) привезли с собой столько земли с того же Фавора, что смогли построить у себя на родине маленькую гору того же имени.

При последних раскопках в Лорето были найдены между камнями крестики из красной ткани, являющиеся, по мнению экспертов, знаками крестоносцев, которые они пришивали к своим плащам. Они могли появиться при строительстве крестоносцами Лоретского дома. На гравюре 1625 г., воспроизводящей одну из несохранившихся фресок на внутренних стенах Дома, видны фигуры воинов, отождествляемых по форме одежды с тамплиерами. Ряд графитти, найденных на камнях, похожи на древние графитти, обнаруженные в Назарете.

  Есть, как считают историки, логичное обьяснение и тому факту, что крестоносцы в конечном счете перенесли Святой Дом именно в Лорето. Сохранился документ о том, что во время 5 крестового похода 1228-1229 гг., возглавлявшегося германским императором Фридрихом 2, император назначил «имперским викарием» в Назарет некоего Ринальдо Античи из Реканати. Позже тяжбу о Лоретском холме вели два брата, Стефан и Симеон Античи, сыновья Ринальдо. Документ 1465 г., отмеченный выше, также упоминает некоего Ринальдуччи из рода тех же Античи.

 Наконец, усилиями источниковедов решен вопрос и об «ангелах», переносивших по древней легенде здание. Речь идет о династии Ангелов, правивших Эпиром. Недавно найден документ, датируемый сентябрем 1294 г., который свидетельствует о том, что в составе приданого своей дочери Никифор Ангел, деспот Эпирский, передает своему зятю определенное имущество, в том числе, прямо указаны «святые камни, взятые из Дома Пресвятой Владычицы нашей Богородицы». Таким образом, Ангелы, хотя и не небесные, действительно приложили руку к созиданию лоретской святыни. Способ обработки камня (так называемый набатейский метод), широко распространенный в эпоху Христа Спасителя, также косвенно подтверждает лоретское предание.

Так или иначе, уже в начале 14 столетия церковь Богоматери Лоретской была одним из притягательнейших центров итальянского паломничества. Не только толпы простых пилигримов, но и высочайшие особы (папы Николай 5 в 1449 г., Пий 2 в 1464 г., император Фридрих 3 в 1452 г. и 1468 г., в сопровождении придворных, кардиналов, епископов и военачальников) совершали паломничество в Лорето. Б 1495 г. Христофор Колумб и его команда по возвращении из Нового Света прислали пожертвования Лоретской Богоматери. в 1470 г. папа Павел 2 в булле о строительстве новой базилики в Лорето впервые от имени папского престола говорит о чудесном происхождении Святого Дома. Соответственно папа дает указание о строительстве над ним новой базилики. В 1487 г. постройка была завершена, о чем известный флорентийский архитектор Джулиано Сангало оставил надпись в куполе храма. Этот купол и ныне хорошо сохранился, несмотря на некоторые перестройки, происходившие в базилике. Никакая критика протестантов и просветителей, неизменно направлявших сатирические перья против католических святынь и особенно Лорето, не могли поколебать его популярности среди верующих. Даже наоборот. В 1625 г. великий гуманист Эразм Роттердамский составил отдельную службу в честь Преблагословенной Девы Лоретской.

...Дом Богородицы, как уже говорилось, не имеет собственного фундамента, но стоит на земле, по которой проходила раньше общественная дорога. Его размеры: 9,5 метров в длину и чуть больше четырех метров в ширину. Не вся каменная кладка считается подлинной. Восточная стена, где находится ныне алтарь, отсутствует, поскольку этой своей частью дом примыкал к пещере Благовещения. Крыша сделана в 1556 г. и покоится не на первоначальных стенах, но на их верхних секциях, сложенных из местного кирпича.

В 14-15 вв. стены изнутри были расписаны фресками. И сейчас можно видеть два образа мадонны с младенцем, а также изображения святой великомученицы Екатерины, Георгия Победоносца и Антония Великого.

Статуя Мадонны, одна из чтимых святынь, принадлежит к числу самых ранних «черных Мадонн» Европы. По иконографии, но не по реальному исполнению. Дело в том, что древний скульптурный образ Мадонны, который приписывали самому евангелисту Луке (на самом деле это было творение неизвестного умбрийского скульптора 13-14 вв.), погиб при пожаре Святого Дома в 1921 г. Новая его копия, созданная скульптором Леональдо Челани, была коронована двумя золотыми диадемами (и Богоматерь, и Младенец) папой Пием 10. В 1962 г. короны заменены новыми, пожертвованными при посещении Лорето папой Иоанном 13. Эта мадонна, сделанная из ливанского кедра, выращенного в садах Ватикана, нарочито окрашена в черный цвет, чтобы полностью соответствовать прежней святой статуе, почерневшей от времени и дыма свечей.

Изменена была после пожара 1921 г. и внутренняя обстановка Дома, не изменился лишь его внешний вид. Дело в том, что древние стены уже в 16 в. были обстроены великолепным мраморным футляром, напоминающим по архитектурным формам одновременно и Кувуклию Гроба Господня, и знаменитый Алтарь Мира, воздвигнутый Августом в 9 году до Р.Х. Папа Юлий 11 заказал его архитектору Браманте, но затянувшиеся работы потребовали участия и других архитекторов – от Сансовино (1515) до Антонио Сангало (1555). Мраморный дом, заключающий в себе святыню, состоит из подиума, украшенного геометрическим орнаментом и ряда коринфских колонн, держащих на себе нависающий карниз. Поверху весь периметр опоясывает балюстрада, действительно очень похожая на верхнюю балюстраду Иерусалимской Кувуклии. Стены украшены рядом больших барельефных панелей, изображающих главные события жизни Пресвятой Богородицы, и двумя ярусами скульптур: в нижнем – пророки, в верхнем – сибиллы, равно предвозвещающие – от имени библейского и языческого человечества – тайну Боговоплощения.

Бари

Лорето

Неаполь

Рим

Турин

...

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОСТОПРИМЕЧ.
1...

2...

ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ
1...

2...

ОТЕЛИ/КУРОРТЫ РЕСТОРАНЫ
1...

2...

ДЕЛОВАЯ ЖИЗНЬ
1...

2...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕКЛАМА-БАННЕР

 
(с) 2001   Информационный спонсор -
 
Хостинг от uCoz